Имидж ¹5: Тип русского государства как результат естественноисторического
Е. Шафферт. Тип русского государства как результат естественноисторического процесса развития 3-.-0.2004  Автор: Шафферт Евгения , 11 А класс школы № 54 Новосибирск  Руководитель: Епифанова Ольга Анатольевна Введение Любой народ, этнос в процессе своего жизненного пути стоит перед выбором: быть объектом, включенным в направленное историческое развитие другого этноса, или же идти своим путем и стать определяющим фактором в судьбе мира Народ формирует государства и с помощью государства реализует свой выбор. Государство призвано осуществить функцию целеполагания народа, через него общность преобразуется в общество. Статус государство, его роль на международной арене, его воздействие на судьбу мира есть показатель жизнеспособности народа, его выбора Для того чтобы реализовать себя как государство, способное влиять на судьбы мира, необходимы тип и форма государства, соответствующие культуре того этноса, который его формирует. Западные идеологи давно встали на позиции провозглашения возникновения правового государства как закономерного и наивысшего этапа эволюции общества Сегодня в России строят так называемое "правовое государство". Однако как внутреннее, так и внешнее положение нашей Родины с каждым годом все ухудшается: ежегодно понижается уровень рождаемости, растет инфляция, еще быстрее растет безработица. Ежедневно происходит узаконенная продажа России (чего стоит только недавнее решение нашего правительства о продаже акций нефтяных компаний для того, чтобы рассчитаться с долгами). Даже человеку, неискушенному в экономике, политике становится ясен абсурд уверений о том, что реформы идут благополучно, и Россия движется к светлому будущему: страна постепенно превращается в сырьевой придаток Запада. Кроме этого, мы видим полное безразличие как государства к народу, так и народа к государству (пример чему - массовая неявка на выборы, прошедшие недавно в Новосибирске). Очевидно, что стране для того, чтобы приобрести вес в международной системе, снова вершить судьбы мира, необходимо согласие народа и государства, обоюдное доверие, а значит, соответствие государственного строя, государственной власти, государственной идеологии - всего того, что народ подразумевает под государством - культуре того этноса, который оно организует. В связи с этим можно задуматься о том, насколько приемлем сегодняшний тип государства для России и какое государство необходимо России. Эта проблема вызывала интерес многих русских исследователей. Еще славянофилы заговорили об особом пути развития России, об особой русской государственности, ее отличии от пути западного. Эту точку зрения разделяли русские евразийцы: Петр Савицкий, Николай Алексеев и др. Особо проблемами исследования типа русского государства занимались Н. Алексеев, В. Кавелин, А, Зиновьев и ряд других исследователей. Однако их работы носят скорее умозрительный характер: при анализе типа государства эти исследователи не опирались на источники, не углублялись в русскую историю. Новизна этого исследования в том, что оно основано на исторических документах, которые, явились отражением тех реальных процессов оформления государства, которые имели место быть в России. Анализируя ряд основополагающих исторических документов, некоторые события русской истории, я попытаюсь обосновать, что результат естественноисторического процесса развития России - тягловое государство, при ином типе государственности Россия перестает существовать как субъект истории. Основные теоретические вопросы исследуемой проблемы Прежде чем переходить от проблемы к основному докладу, определю ряд терминов, которыми я буду оперировать в процессе работы. Прежде всего, определим, что такое государство, какова его структура и функции. Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики. В обыденном сознании и в действительности все 3 явления: государство, власть и политика отождествляются(13;94). Государство есть управляющий орган общества. Оно формируется как орган формирующегося общества, а общество формируется как человейник (общность) с таким управляющим органом, каким является государство. Это - единый процесс. Государство возникает как образование нового структурного уровня власти, подчиняющего себе все прочие явления власти и преобразующего их применительно к своим интересам. Всякая власть обладает функцией приказания и функцией принуждения тех, к кому относятся приказания, к их исполнению. Обособление первой функции в качестве функции высшего уровня власти общества придает последней характер государственности. Возможно, что эту функцию присваивают военные начальники, богачи или служители религии. Но тут все равно можно констатировать государственность, если упомянутые лица выполняют функции высшей власти, а не превращают их в военные, религиозные, хозяйственные. Это не единственная точка зрения по данному вопросу, однако, почти все исследователи сходятся на точке зрения государства как аппарата подчинения и подавления Надо различать государство как совокупность людей, совместно выполняющих некоторую функцию в обществе (государство как орган общества), и эту функцию как таковую, функцию государственности, В реальности полного соответствия тут нет. В реальности государство как орган постоянно выходит за рамки функции государственности или же часто не выполняет эту функцию полностью. С другой стороны, то, что должно быть делом государства как органа, и делом только его, вмешиваются негосударственные люди и организации. По мнению А. Зиновьева, функция государственности заключается в том, чтобы обеспечить жизнь и самосохранение общества как единого целого (при этом нужно иметь в виду, что интересы целого - вовсе не интересы всех частей целого, а лишь условие удовлетворения частных интересов и частный интерес особой части целого, которая и развивается в государство). Государство способно выполнять функцию целостности общества лишь при том условии, что оно, будучи "уполномочено" обществом на эту роль в историческом процессе своего формирования, становится самодовлеющим социальным феноменом, субъектом истории, использующим общество как сферу и орудие своего бытия. Функция государства как органа целостности общества детализируется и развивается в сложную систему функций, основные из которых; организационно-хозяйственная, административно-правовая, культурно-воспитательная и защитная (то есть внешняя защита государства). Среди этих задач государства оказывается также и забота о частных интересах каких-то определенных категорий, слоев, классов и групп населения, а также примирение вражды между ними. Государственность структурируется по многим линиям. Основные из них суть следующие. Во-первых, происходит структурирование в зависимости от территориального деления страны. Вторая основная линия - структурирование государственности на микроуровне. И третья основная линия структурирования государственности - дифференциация различных функций власти и обособление их в виде особых подразделений власти. Каждой функции соответствует какое-то множество частей государственности и каждой части - функция. Самым крупным разделением властей по третьей линии является разделение на законодательную и исполнительную власти. Иногда к этим подразделениям присоединяется отделение судебной власти . Этот взгляд на теорию государства и разделения властей предложен русским социологом А. Зиновьевым. Автором выбран этот взгляд, как наиболее подходящий для данного исследования. По сути, он не противоречит теориям других авторов, а лишь дополняет их и структурирует особым образом. Функции, исполняемые государственностью, различаются по широте действия, по степени сложности, по степени важности, по тому, какие категории людей они затрагивают и какие материальные ресурсы приводят в действие, по затратам на их исполнение и другим признакам. Государственность есть система власти, структурированная и организованная определенным образом, с дифференциацией функций и отношениями субординации и координации различных её частей. Элементы ее структуры и функции не зависят от людей, занимающих посты и исполняющих эти функции, От людей зависит то, кто попадает на эти посты и как использует эти функции. Государственность суверенна. Это значит, что оно легитимна, то есть признана большинством общества как законная, н она не признает в рамках своего подвластного общества никакой другой власти над собой и не делит власть ни с кем, кто (и что) находится вне государственности, Опять-таки это - лишь в идеале, лишь абстрактный социальный закон. Государственность возникает в такой тесной связи с правовым (юридическим) аспектом общности, что они образуют единое целое. Задача государства - управление обществом как целым. Специфическими средствами этого являются законодательство и принудительный аппарат исполнения законов. Законодательство есть введение в жизнь общества правовых норм (юридических законов), регулирующих взаимоотношения между членами общества, между управляемыми членами общества и управляющей властью, между членами самой системы государственности, а также контроль за соблюдением этих норм, принуждение граждан к их соблюдению и наказанию за их нарушения. То есть с возникновением общества в нормативном аспекте возникает особый феномен - юридическая сфера общества Эту сферу образует множество людей, групп, организаций, учреждений и т. п. Специальным делом которых являются юридические законы и поступки членов общества, поскольку они подлежат оценке с точки зрения правовых норм. Можно утверждать, что юридическая сфера возникает вместе, с государством и как нечто единое с ним. Лишь со временем она развивается в особую сферу, поскольку колоссально развивается нормативный аспект, требующий упорядочивания в виде государственного законодательства, которое в свою очередь требует армию особых специалистов. Юридическая сфера возникает как совокупность норм, определяющих изначальные и фундаментальные атрибуты власти и подвластного общества, благодаря которым они приобретают социальное качество соответственно государства и общества. Надо различать формальную функцию рассматриваемых норм и их содержание. Государственная власть может быть различного типа. Общество может иметь нормы, лишающие людей "прав человека" в западном смысле, закрепощающими людей, как это имело место в России до ликвидации крепостного права и в США до отмены рабства. Рассматриваемая совокупность норм обладает такими чертами. Во-первых, она устанавливает статус государства, права, обязанности и способ воспроизводства Государственной власти придается монопольное право на нормативную деятельность, касающуюся общества в целом, а также право суда и право наказания за преступления против законов. Государственная власть становится монопольным законодателем и судьей, отнимая эти функции у церкви и общин, у частных лиц и у негосударственных властителей. Во-вторых, рассматриваемая совокупность норм устанавливает статус подвластных государству людей, их социальное положение (социальные категории), отношения между этими категориями, их права и обязанности по отношению к государству. Это и есть фактическое установление в данном скоплении людей основ общества. Рассмотренная совокупность правовых норм образует фундаментальное право общества. Государство, став монополистом в сфере законодательства и профессионалом в этом деле, продолжало начатое фундаментальным правом дело, развивая часть права, которую можно назвать государственным правом. Эта деятельность идет по многим линиям, основные из которых суть следующие. Во-первых, законодательство, охватывающее общество в целом и формально, то есть, не персонифицировано (общегосударственные законы). Во-вторых, обеспечение правовой защиты членов общества и их объединений (гражданское право). И
- Строительство Азовского флота: Русский флот - хронология
- Пётр I - Википедия
- Взятие Выборга в 1710 г
- О Втором Послании апостола Петра
- Гостиница ПЕТР ПЕРВЫЙ - гостиница Петр I, гостиница Петр, гостиница
- Азов - Новости - 9 июня - день рождения Петра I Великого - Петр
- Гостиница Петр 1 (Отель Петр Первый) в Москве
Похожие записи
- Толстой Петр Андреевич
- Гостиница "Петр I", Москва
- Эпоха Петра 1: рождение русского флота
- Коллекция.ру: Православный рейтинг сайтов Коллекция.ру
- Елизаров Е.Д. - Петр 1. Размышления у пьедестала